Содержание страницы
Укладка бетона технология и применение. Бетон, для строительства автомобильных дорог, сравнительно недавно начал применяться в нашей стране и сразу же показал огромные эксплуатационные преимущества, по сравнению с широко распространённым асфальтом.
В создании автомобильных бетонных дорог, основным процессом, влияющим на их качество и долговечность, является укладка бетона.
Бетонные дороги обладают существенными достоинствами, по сравнению асфальтовыми:
- бетонные покрытия отличаются высокой механической и эксплуатационной прочностью, срок эксплуатации достигает 40 лет;
- при движении по таким дорогам большегрузного транспорта, полотно дороги деформируется незначительно, сохраняя высокий уровень плоскостности, что значительно сокращает расход горючего, у проходящих по ним транспортных средств;
- бетонные дороги хорошо переносят резкие перепады температуры;
- уход за бетонными дорогами не требует больших затрат.
Создание таких дорог является многостадийным процессом, требующим строгого выполнения всех норм при их строительстве.
Основной стадией создания бетонной дороги является укладка бетона, которая осуществляется после завершения всех подготовительных стадий.
Полотно бетонной дороги включает в себя следующие основные слои:
- подстилочный, выполняется из гранитного щебня, который должен воспринимать основную нагрузку, поверх него насыпается песок и эти два слоя служат также для дренажа грунтовых вод;
- укрепляющий, выполняется из низкосортного бетона и служит для связки нижележащих слоёв;
- слой арматуры, которая служит для создания железобетонного каркаса дороги, обеспечивающего восприятие нагрузок от тяжести транспорта и не даёт бетону растрескиваться;
- основной, является верхним слоем бетонной дороги, воспринимающим механическую и износную нагрузки.
В грунтах перенасыщенных водой, на песок подстилочного слоя укладывается гидроизолирующий материал, предотвращающий намокание основного слоя, предохраняя от коррозии бетон и арматуру каркаса.
Возведение автомобильной бетонной дороги
Процесс создания автомобильной бетонной дороги включает следующие основные стадии:
- земляные работы;
- создание подстилочного слоя;
- возведение опалубки;
- возведение арматурного каркаса;
- процесс укладки бетона;
- нарезка швов.
Земляные работы
Земляные работы при подготовке трассы являются одними из самых дорогостоящих этапов технологического цикла строительства автомобильной дороги.
В начале этого этапа составляется геологическая карта местности и на её основании прокладывается трасса будущей дороги.
Небольшие неровности рельефа местности срезаются, а небольшие углубления засыпаются породой. Для крупных автомагистралей земляные работы проводятся со снятием и удалением верхнего земляного слоя с последующим созданием углубления вдоль трассы, для укладки в него основных слоёв.
Затем, донную часть продольного углубления укатывают и уплотняют вибраторами и тяжёлыми катками.
Подготовительные земляные работы создают прочность грунта, основы, которая обеспечивает жёсткость и долговечность дорожного полотна при воздействии больших нагрузок.
Земляные работы проводятся в сочетании с созданием дренажной системы для отвода грунтовых вод, для чего создаются уклоны плоскости шоссе. Для удаления грунтовых вод с трассы создаются откосы или бетонные желоба, по которым жидкость удаляется в сторону от шоссе или в специальные колодцы.
Создание подстилочного слоя
На утрамбованную донную часть канавы подсыпают слой песка толщиной, до сорока сантиметров, который предназначен для защиты верхних слоёв от влаги, поступающей из грунта и улучшает дренаж жидкости извне. Эта подстилка предотвращает размывание грунта и его вспучивание при низких температурах и исключает образование впадин и трещин в верхних слоях бетона.
При прохождении трассы шоссе по глинистым слоям почвы, которые удерживают воду, появляется необходимость эти слои удалить и вместо них подсыпать дренирующие материалы, например такой, как крупный гравий.
Затем этот слой уплотняют до толщины 30 сантиметров и закрепляют вяжущим материалом—цементом, молотым металлургическим шлаком, золой электростанций с добавкой негашёной извести.
Возведение опалубки
Перед установкой арматурного каркаса на уплотнённый подстилочный слой, вдоль верхних кромок канавы устанавливают опалубку, необходимую для придания определённой формы поверхности шоссе в процессе укладки бетона.
Опалубка представляет собой конструкцию из досок, устанавливаемую вдоль трассы на кромках канавы, толщиной до 5 см и высотой над кромкой канавы до 20см. Доски покрывают специальным составом для облегчения отделения их от приставшего бетона. Опалубка должна быть жёсткой, для удержания распора застывающего бетона и от горизонтальных усилий при его уплотнении.
При использовании тяжёлой техники применяется конструкция опалубки из стального проката с приваренными к вертикальной продольной стенке опорными пятами, что обеспечивает жёсткость опалубки по всей длине, при воздействии на бетон вибраторов и уплотнителей.
Возведение арматурного каркаса.
Для исключения расширения бетона после его укладки и появления трещин в нём, в шоссе высоких категорий, применяется армирование бетона каркасом из стального пруткового проката, образующего ячейки площадью до 150 см2. Прутки свариваются в жёсткий каркас, который устанавливается с зазором в 5 см над уровнем уплотнённого подстилочного слоя и, таким образом, после укладки бетона, оказывается в его толще, что значительно упрочняет всю конструкцию тела шоссе.
Процесс укладки бетона
Одним из существенных звеньев технологии строительства бетонных дорог, является процесс укладки бетона (УБ).
Укладка бетона, для создания дорожного полотна, является технологическим процессом, в значительной степени учитывающим факторы, влияющие на качество работ, такие как: климатические условия, влажность и температура.
Применение только высококачественного цемента для приготовления дорожного бетона и большой объём подготовительных работ, существенно удорожают этот цикл и, соответственно, строительные работы по созданию автомобильных бетонных дорог.
Перед установкой каркаса на подстилочную прослойку на неё укладывается материал устойчивый к влаге, который предназначен для гидроизоляции бетонного покрытия.
Приготовленный на мини бетонном заводе бетон, автомобильными бетоновозами-миксерами доставляется к месту укладки, выкачивается из них насосом и равномерно распределяется на всей поверхности участка дороги вручную, с помощью «равнялок» с длинными рукоятками.
Бетон надо укладывать быстро, чтобы он не утратил своих свойств, не застыл раньше времени и сцепился, с уже уложенным ранее материалом. Оптимальный вариант укладки, два или три слоя, каждый из которых уплотняется вибратором, нижняя плоскость которого должна находиться на 5-7см выше верхней точки каркаса.
Укладываемый бетон должен быть пластичным и хорошо подвижным, но не очень жидким.
Укладка бетона самый ответственный в цикле создания дорожного полотна и, от его правильного осуществления, во многом зависит качество и долговечность дороги.
Нарезка швов
Для компенсации температурных расширений, которым в значительной степени подвергается бетон, дорожное полотно распиливают на плиты, создавая зазоры между ними. Для этого применяется специальный инструмент, т.н. «расшивка».
Эту операцию можно выполнять при достижении бетоном прочности, составляющей 60-70% о номинальной. После распиловки, швы заполняются мастикой, которую надо периодически добавлять.
При строительстве крупных автомобильных магистралей применяется специальная техника по укладке бетона, которая в нашей стране не производится и применяется очень мало.
Рекомендуем к чтению: силосы для цемента
Обсуждение закрыто.