Содержание страницы
Перевозка битума. Оборудование и способы доставки. Из всех видов, добываемых в природе и технически созданных битумов (строительных, дорожных и кровельных), наибольшее применение нашли дорожные битумы.
Использование битумов в дорожном строительстве обусловлено их химической стойкостью к воздействию агрессивных сред, которые вызывают коррозию цементных бетонов, используемых, при строительстве дорог.
Перевозка битума и доставка битума к местам создания дорог является достаточно сложной инженерной задачей, которая решается с помощью специальных транспортных средств.
На сегодняшний день существует три основных вида оборудования для перевозки битума на большие расстояния, с помощью:
- битумных ж/д цистерн;
- бункерных полувагонов;
- автомобильных битумовозов.
Для перевозки битумов всеми этими средствами, необходимо учитывать свойства битума как субстанции обладающей: высокими уровнями вязкости, воспламеняемости, взрывоопасности, высокой степенью испаряемости, токсичностью и коррозионным воздействием на металл ёмкости, в которой его перевозят.
Битумные ж/д цистерны
Типовая ж/д цистерна для перевозки битума (рис.1) представляет собой герметичную ёмкость, установленную на ж/д платформе и состоит из: корпуса, включающего две боковые цилиндрические обечайки 1, центральной обечайки 2, двух эллиптических днищ 3, заливочного люка 4, сливного устройства 5, натяжных хомутов 6, железнодорожной 4-х-осной платформы 7, опорных пят 8, натяжных лент 9.
Центральная обечайка представляет собой цилиндр с двойными стенками, между которыми, для теплоизоляции, уложены маты из стекловолокна или базальта, наружная стенка цилиндра изготовлена из нержавеющей стали, поверх которой установлено зеркальное покрытие.
Цистерна снабжена устройством парового подогрева для надёжного свободного слива битума.
В настоящее время, станции разгрузки битума, из ж/д цистерн, оснащаются устройствами для принудительного слива разогретого битума, состоящие из присоединительной головки, шарнирного битумопровода, винтового насоса и соединяющегося с ним стационарного битумопровода, для перекачки битума в промежуточную ёмкость или в битумное хранилище.
Люк на верхней части цистерны, оборудован автоматической системой контроля погрузки/разгрузки, которая включает в электросеть нагревательные элементы внутри цистерны и обеспечивает работы по сливу, только после нагрева битумной массы до 170-180О С.
После установки ёмкости на опорные пяты, прикреплённые к ж/д платформе, на неё накидывают натяжные ленты и затягивают их на корпусе, прижимая к платформе, обеспечивая надёжное закрепления цистерны, чтобы при скоростях движения состава в диапазоне 100-120км/ч, не было ни боковой сдвижки цистерны и сдвижки её, по продольной оси.
Техническая характеристика 4-х- осной цистерны для вязких нефтепродуктов.(типовая)
- Грузоподъёмность, т 58;
- масса тары, т 29;
- объём цистерны
- полный, м 3 70, 1;
- полезный, м 3 68,7;
- удельный объём цистерны, м3/т 1,19;
- внутренний диаметр цистерны, мм 3000;
- ширина цистерны максимальная, мм 3230;
- длина цистерны наружная, мм 10770;
- высота от уровня головки рельса, мм 4615;
- до оси автосцепки, мм 1040-1050;
- скорость ж/д состава конструкционная, км/ч 120.
Битумные бункерные полувагоны
Типовой бункерный полувагон для перевозки битума (рис.2) представляет собой ж/д платформу, на которой установлена несущая рама и на ней четыре поворотных бункера с крышками. Между бункерами установлены пять опор и механизмы фиксации бункеров в транспортном положении.
На опорах закреплены зубчатые рейки, на которые, через зубчатые секторы, закреплённые на боковых стенках бункеров, опираются поворотные бункера.
Рама представляет собой конструкцию, состоящую из хребтовой и боковых балок. Опоры бункеров представляют собой сварные коробчатые конструкции в форме трапеций, выполненные из листового проката.
Бункер представляет собой ёмкость, в виде сварной коробки, сверху закрытой крышкой, с установленными на ней люками для загрузки жидкого битума. Бункер выполнен с двумя стенками образующими свободную полость между внутренней и наружной, которая предназначена для подачи в эту полость острого пара, через штуцера, установленные на наружной стенке бункеров.
Пар подаётся в «рубашку» непосредственно перед разгрузкой бункеров, обеспечивая оплавление слоя застывшего битума, примыкающего к внутренней стенке. При опрокидывании бункера, глыба полностью не расплавленного битума, легко удаляется из ёмкости, скользя по оплавленному слою.
Конструкция бункера выполнена т.о., что в гружёном бункере центр тяжести системы находится выше оси поворота бункера и, при освобождении фиксатора, удерживающего бункер, создаётся момент поворота и бункер сам опрокидывается, освобождаясь от груза, а в освободившемся от груза бункере, центр тяжести оказывается ниже оси поворота и бункер самостоятельно возвращается в вертикальную позицию.
Техническая характеристика битумного бункерного полувагона (типового)
- Тара вагона минимальная, т 35,4;
- Тара максимальная, т 36,5;
- Грузоподъёмность, т 45;
- Объём, м 3 46;
- База ж/д платформы, мм 9720;
- Количество бункеров, шт 4;
- Объём полный, м 3 46,4;
- Объём полезный, м 3 43, 37;
- Уклон боковой стенки бункера к горизонту при разгрузке, град 6;
- Длина бункера, мм 2515;
- Ширина бункера вверху, мм 2706;
- Высота бункера, мм 2615;
- Высота от уровня головки рельса, мм 4200;
- Максимальная ширина, мм 3160;
- Длина по раме, мм 13400;
- Высота автосцепки от уровня головки рельса, мм 1040-1080.
Автомобильный битумовоз
Автомобильный битумовоз предназначен для перевозки битума и других похожих органических вяжущих материалов, по технологии: забор битума в месте его изготовления из битумоплавильных котлов, перевозка от места его изготовления к месту применения, при температурах до 200ОС, без подогрева при транспортировке, прогреве битума в месте его использования и перекачка в промежуточные ёмкости, в месте применения.
Автомобильный битумовоз (рис.3) содержит: тягач 1 снабжённый устройством для шарнирного соединения полуприцепа с установленной на нём цистерной 3. На тягаче установлен обогреваемый битумный насос 12, приводимый от коробки отбора мощности тягача.
Полуприцеп с цистерной представляет собой термически изолированную ёмкость с помощью матов из стекловолокна, установленных внутри металлической обшивки. Передняя часть цистерны опирается на седло тягача, а задняя на его рессорную подвеску.
В верхней части цистерны установлен заливной люк с фильтром 4, внутри цистерны установлены перегородки, для предотвращения гидравлического удара при резких торможениях тягача.
Через перегородки, по всей внутренней длине цистерны проходят жаровые трубы для разогрева битума, которые вне цистерны, имеют уширение перед входом в неё.
Это уширение служит топкой для подаваемого компрессором тягача топлива из бака 10 в горелку 7. Для контроля состояния перевозимого материала цистерна снабжена термометром 5 и указателем уровня 6, а для безопасности перевозки, автомобильный битумовоз снабжён огнетушителем 2.
В нижней части цистерны установлен кронштейн 11, для закрепления рукавов для слива битума и отстойники, один из которых служит для присоединения сливных рукавов.
Перевозка битума всеми вышеперечисленными способами осуществляется в зависимости от расстояния от места изготовления битума до места его использования и, выбор способа осуществляется заказчиком.
Основные поставщики битумных ж/д цистерн
- Завод «Салаватнефтемаш».
- Основные поставщики битумных бункерных полувагонов:
- ЧАО «Днепровагонмаш».
- Основные поставщики автомобильных битумовозов:
- Иркутский завод дорожных машин, Курганский завод дорожных машин, ОАО «БЕЦЕНА», ОАО «ГРАЗ».
Обсуждение закрыто.