Карьерные самосвалы БЕЛАЗ-7558. На сегодняшний день, автопарк, применяемый при разработке угольных и рудных карьеров, в основном, состоит из самосвалов грузоподъёмностью (г/п) от 55 до 220 тонн.
Ввиду того, что на значительной части карьеров существуют горные условия, не позволяющие применять экскаваторы с ковшом объёмом 15-25 м 3 в сочетании с самосвалами г/п 130-220 т., особое место заняли самосвалы г/п 90 т., которые отлично сочетаются с экскаваторами с объёмом ковша 6 и 15 м 3 и обеспечивают нормальный цикл загрузки породой без простоев, заменяя также самосвалы меньшей г/п 55 и 60т.
Поэтому, сегодня, одними из самых применяемых являются карьерные самосвалы г/п 90т., изготовителем которых является белорусское предприятие ОАО «БЕЛАЗ», выпускающее различные модификации этих самосвалов: БЕЛАЗ-75881, БЕЛАЗ-75883 и БЕЛАЗ-75-885.( см. рис.).
Что представляют собой карьерные самосвалы
Карьерные самосвалы вышеназванных модификаций являются высоко производительными транспортными агрегатами г/п 90 т. и предназначены для перемещения вскрышных грунтов и руд полезных ископаемых из открытых карьеров, различных крупно и мелко сыпучих грузов, в отсутствии дорог и эксплуатируемых в карьерах различной глубины и профиля.
Карьерные самосвалы ОАО «БЕЛАЗ» представляют из себя транспортное средство с задней разгрузкой, с колёсной формулой 4х2, передние колёса- управляемые, задние –ведущие. Рама кузова изготовлена из литых и сварных блоков.
Самосвалы ОАО «БЕЛАЗ» оснащаются дизельными двигателями различных фирм. Мощность двигателя составляет 783 кВт(1065л.с.) при 1900об/мин., что позволяет гружёному самосвалу развивать скорость до 60км/час. Двигатель оснащён электрическим стартерным пуском, топливо подогревается, отходящие газы через систему трубопроводов подогревают кузов, для исключения смерзания груза в зимних условиях.
Приводы рулевого управления, тормозов и механизма опрокидывания гидравлические, объединённые в одну систему, а привод гидронасоса осуществляется без редуктора напрямую от тягового генератора.
Карьерные самосвалы такой г/п, во всё мире, оснащены гидромеханической трансмиссией (ГМТ) и только ОАО»БЕЛАЗ» разработало и освоило выпуск карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 с электромеханической трансмиссией (ЭМТ), так как недостатки системы ГМТ стали уже очевидны.
ЭМТ содержит электропривод переменного тока, который представляет собой комплект оборудования, состоящий из двух тяговых электродвигателей, трёхфазного генератора с частотой вращения 1900 об/мин. ЭМТ содержит также устройства преобразования частоты (инверторы) с монтажными блоками, внешними кабелями и контроллером управления из кабины, комплекта оборудования кабины, тормозной установки и системы вентиляции оборудования.
Как же работает электрическая схема ЭМТ карьерного самосвала? (см.схему)
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) вращает трёхфазный генератор, который может быть синхронным и асинхронным. Генератор вырабатывает электроэнергию переменного тока, который попадая в инвертор, преобразуется в постоянный ток.
При применении синхронного трёхфазного генератора, инвертор, это обычный электрический вентиль, обеспечивающий сниженные пульсации выпрямленного напряжения. Этот инвертор снабжён блоком управления возбудителем, который регулирует силу тока в обмотке возбуждения генератора, тем самым подстраивается под разное число оборотов ДВС и передаваемую мощность.
При применении асинхронного трёхфазного генератора, применяется полноценный инвертор, работающий в режиме векторного управления.
После инвертора генератора, вырабатывающего постоянный ток, электроэнергия поступает на шину постоянного тока. Так как мощность ДВС самосвала г/п 90т., составляет 750-800 кВт, напряжение на шине постоянного тока будет оптимальным при величине 800-1000 В.
Постоянное напряжение с шины, поступает на инверторы тяговых электродвигателей, которые представляют собой, обычные преобразователи частоты, питающие тяговые двигатели переменным током регулируемой частоты. Тяговые двигатели являются вентильно-индукторными машинами с независимым возбуждением. Они хорошо переносят перегрузку по моменту и, по сравнению с асинхронными двигателями, более эффективны на разных режимах работы самосвала.
Конструктивно, тяговые двигатели монтируются непосредственно на задних колёсах самосвала и передают вращающий момент колёсам, через встроенный редуктор.
Применение ЭМТ, содержащей асинхронный электропривод, регулируемый по частоте, по сравнению с ГМТ, значительно улучшает тяговые и тормозные параметры самосвала, повышает эффективность его работы, за счёт расширения режима скоростей с применением динамического торможения, обеспечивает более плавное перемещение автомобиля при переключении скоростей, снижает расходы на эксплуатацию и ремонт, снижает количество изнашиваемых комплектующих, за счёт отсутствия некоторых узлов: коробки передач, дифференциала с карданным валом, многодискового тормоза.
Технические характеристики самосвала
Технические характеристики самосвала ОАО «БЕЛАЗ» приведены в таблице. (см. таблицу)
Применение ЭМТ в карьерных самосвалах даёт им преимущество, по сравнению с самосвалами с ГМТ, что оценили предприятия, которые приобрели эти карьерные самосвалы.
Внешний вид автомобиля «БЕЛАЗ» создаёт ощущение мощи заключённой в строгих линиях функциональной формы.
Со времени начала серийного производства ОАО «БЕЛАЗ» поставило на горнодобывающие предприятия Российской Федерации, Узбекистана, Вьетнама, Казахстана, Монголии и ЮАР более 200 машин серии БЕЛАЗ-7558.
Рекомендуем к чтению: виды комбайнов
Обсуждение закрыто.