Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Бульдозеры. Устройство и работа.

Бульдозеры. Устройство и работа. Бульдозеры-агрегаты, которые составляют самую значительную часть дорожно-строительного оборудования (более 50% от всего парка) и выполняют, при строительстве дорог и других сооружений, самый большой объём земляных работ.
Бульдозеры применяются также для выполнения планировочных работ на грунте и рыхления прочных и смёрзшихся грунтов.
Бульдозеры, как землеройные машины, изготавливаются на основе гусеничных или пневмоколёсных тракторов, которые оснащают навесным оборудованием и превращают их в устройства, для срезания и перемещения грунта.


Основные характеристики бульдозеров.


Номинальное и максимальное усилие тяги базового трактора.
Мощность двигателя трактора.
Конструктивная и эксплуатационная масса бульдозера.


Бульдозеры классифицируются по следующим признакам:


По назначению.

Бульдозеры общего назначения для выполнения землеройных, транспортных и вспомогательных работ.
Бульдозеры специального назначения при работе на специфических грунтах и в специальных технологиях.

По тяговым показателям.

Сверхлёгкие бульдозеры—малогабаритные—сила тяги до 25кН, при мощности трактора 25-50л.с.
Лёгкие бульдозеры—сила тяги 25-135кН, при мощности трактора 50-130 л.с. с рабочей массой 10-11 тонн.
Средние бульдозеры—мощность трактора составляет 140—209 л.с.
Тяжёлые бульдозеры—мощность трактора составляет 300-550л.с. масса 45 тонн.
Сверхтяжёлые бульдозеры—мощность трактора 510 кВт и более.


По ходовой части.


Гусеничные бульдозеры—самая распространённая категория, благодаря высоким тяговым усилиям и низкому удельному давлению на грунт, они широко применяются при строительстве дорог и других строительных работах
Пневмоколёсные бульдозеры—при значительных тяговых усилиях, они могут развивать высокую транспортную скорость.


По рабочему органу.


Бульдозеры с неповоротным отвалом– отвал всегда расположен перпендикулярно продольной оси трактора.
Бульдозеры с поворотным отвалом— в них отвал может устанавливаться в процессе работы под углом до 53О на обе стороны от оси трактора.
Отвал представляет собой сварную металлоконструкцию повышенной жёсткости с лобовым листом, имеющим прямую, сферическую, полусферическую поверхность. Материал лобового листа –высокопрочная износостойкая сталь.


По виду управления отвалом.


В настоящее время, все выпускаемые машиностроением бульдозеры, оснащены гидравлической системой подъёма, опускания и поворота отвала с помощью гидроцилиндров двухстороннего действия. Гидравлическая система обеспечивает независимость расположения агрегатов по машине, простоту включения и выключения, высокое передаточное отношение к рабочим органам, высокий КПД, возможность применения предохранительных устройств от перегрузки.

Бульдозеры. Устройство и работа.
Как же устроен этот наиболее распространённый агрегат?


Одним из распространённых видов бульдозеров является средний бульдозер на гусеничном ходу. (см.рис.)
На тракторе средней мощности, оснащённом дизельным двигателем, устанавливается навесное оборудование для выполнения земляных работ. На передней части трактора, на двух несущих балках, шарнирно закреплённых на раме трактора, закреплён рабочий орган—отвал, который с помощью двух гидроцилиндров может подниматься, опускаться и фиксироваться в вертикальной плоскости.


На задней части трактора, также шарнирно, устанавливается рыхлитель с зубом, который может подниматься и опускаться для заглубления в грунт с определённым усилием.
Ходовая гусеничная часть выполнена по стандартной схеме –задние звёздочки приводные, передние- -натяжные, опорные ролики гусениц поддерживают цепь по всей рабочей длине. Маневренность бульдозера в узких местах обеспечена конструкцией ходовой части.


При необходимости поворота отвала, внутри рамы, поддерживающей его, устанавливаются гидроцилиндры поворота, которые поворачивают отвал в горизонтальной плоскости.
Оператор-водитель бульдозера управляет из кабины движением трактора с помощью рулевого управления и работой навесного оборудования, с помощью гидравлических золотников с ручным управлением.

Гидравлическая схема управления навесным оборудованием. Представлена на рисунке. (см. схему).
Составляющие элементы гидравлической схемы выполнены на основе стандартной гидравлической аппаратуры, приспособленной к установке на транспортное и строительное оборудование..


Гидравлическая схема работает следующим образом.


Насос 9 подаёт рабочую жидкость– масло, под давлением, из гидравлического бака 11 в блок трёх золотниковых распределителей с ручным управлением 8, имеющих четыре фиксированных положения: нейтральное, подъём, опускание и плавающее. Эти золотники с ручным управлением подают давление в рабочие гидроцилиндры механизмов бульдозера: подъёма и опускания отвала 6, подъёма и опускания рыхлителя 7, гидроцилиндру поворота отвала 14. Гидравлическая система снабжена фильтром для масла с переливным клапаном 13 и предохранительным клапаном 3. Гидрораспределители 4 предназначены для работы агрегата в автоматическом режиме. Гидравлические дроссели 5 обеспечивают необходимые скорости перемещения штоков гидроцилиндров.


В плавающем положении золотника, рабочий орган– отвал, свободен и перемещается под действием внешней силы. Такое состояние отвала применяется при зачистных работах, когда свободно лежащий отвал при движении трактора, копирует профиль обрабатываемого грунта. Фиксатор удерживает положение золотников во всех включённых позициях.
В конце рабочего хода, при возрастании давления в напорной линии, золотники расфиксируются и возвращаются в нейтральное положение под действием пружины. В блоке распределителей 8, установлен предохранительный клапан, выполняющий также функции разгрузки системы.


В работе бульдозера существует режим автоматического управления отвалом, для ограничения скорости его подъёма и опускания и стабилизации положения отвала по высоте. Для этой цели применяется блок гидравлической схемы с насосом 1, предохранительным клапаном 3, гидравлическим распределителем 4, обратным клапаном 15 и дросселем 5.


Автоматический режим работы бульдозера обеспечивается маятниковыми датчиками, которые реагируют на изменение положения отвала, заданное изначально и выдают электрический сигнал на включение золотников 4, которые, в свою очередь, определяют движение отвала на подъём или опускание, для приведения его в заданное положение. После остановки отвала в заданном положении маятниковые датчики отключает гидрозолотник 4, и отвал стабилизируется. Автоматический режим установки отвала в заданном положении, значительно облегчает работу оператора и улучшает качество производимых работ.


Бульдозеры производят в 60 странах мира и широко используют при строительстве дорог, дамб, плотин и других сооружений.
Наиболее известные фирмы производящие бульдозеры:
Катерпиллер–США, Комацу—Япония, Дресста—Польша, Промтрактор—Российская федерация.

Если вы хотите прочитать про производителей сельскохозяйственной техники, переходите по ссылке Производители сельскохозяйственной техники

Поделиться ссылкой:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *